Профилактика стоматологических заболеваний — это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению количества детей и подростков с интактными зубами.
Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно высокая и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
Тема профилактики стоматологических заболеваний является очень актуальной, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезней пародонта) среди населения России достаточно высока. Так, у 3-летних детей интенсивность
кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, т.е. у каждого 3-летнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В дальнейшем с возрастом наблюдается значительное повышение активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.
Профилактика, диагностика и лечение кариеса зубов и его осложнений у детей дошкольного возраста является важной проблемой в современной стоматологии. По статистике кариес временных зубов встречается у 61,4%. Осложненные формы кариеса во временных зубах составляют 54%. Наиболее частым осложнением является пульпит.
С детьми дошкольного возраста была проведена беседа. Результаты проведенных бесед, которыми были охвачены дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, показали, что у детей сформированы достаточно хорошие представления и знания о гигиене полости рта, назначении зубов в жизни человека, знания о полезной и неполезной пищи, о том, как нужно чистить зубы и сколько раз в день.
В опросе принимали участие дети, посещающие ДОУ разных видов г. Омска и работающие по разным вариативным программам («Детство», «Радуга», «Детский сад — Дом радости»). Поэтому дошкольники имеют возможность в процессе различной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, игровой) и общения с взрослыми и сверстниками закреплять, расширять свои представления, умения, получаемые в ходе специальных учебных занятий. Хотя специальных знаний о том, как правильно чистить зубы и умений, какими движениями при этом пользоваться, ДОУ в основном не дают.
По полученным результатам можно судить о том, что у детей еще не сформирована привычка к гигиене полости рта и их итак не стойкий мотив не подкрепляется со стороны взрослых. Чаще всего учат детей чистить зубы в семье один из родителей — это мама (71,4%), папа (17,1%) или с кем чаще всего общается или больше проводит время ребенок (бабушка — 22,8%). 28,5% детей отмечали, что их научил чистить зубы воспитатель. Никто из опрашиваемых детей не отметил такую категорию профессии, как врач. Этот факт свидетельствует, прежде всего, о том, что врач-стоматолог входит в познавательную жизнь ребенка позже, уже в школьный период жизни и является приоритетом уже тогда, когда у ребенка сформировано свое отношение к поступкам и он может регулировать свое поведение. Тогда на первое место выступают общественные мотивы. Именно в школьном возрасте стоматолог может влиять на формирование мотивации к гигиене полости рта детей. В дошкольный период на формирование мотивации большое влияние оказывают близкие люди (родители, родственники) или педагог (воспитатель).
По результатам проведенного исследования можно судить о том влиянии, которое оказывают взрослые на детей, в процессе формирования режима приема пищи (сладкого) в семье. В дошкольном периоде взрослые, чаще именно родители, являются для детей непререкаемым авторитетом, и именно от них зависит, какие привычки у детей будут иметь место к моменту поступления в школу. От них зависит, сколько раз в день дети будут чистить зубы, в какой последовательности и какими движениями при этом необходимо пользоваться.
Также был отмечен то факт, что детям нравится чистить зубы (64%) и только 11,4% детей ответили отрицательно. На наш взгляд, нежелание детей чистить зубы может быть вызвано отсутствием необходимых условий в семье, ДОУ, наблюдение отрицательного примера взрослых, присутствием «вредных» привычек у ребенка и другое. Этот же факт подчеркивает и частоту, с которой дети обращаются к зубной щетке и пасте. При беседе 37,1% детей отметили, что чистят зубы только один раз в день (утром или вечером), 51,4% детей по результатам опроса указали, что чистят зубы 2 раза в день (утром и вечером) и 11,5% дошкольников зубы не чистят. При этом дети чистят зубы зубной пастой (88,5%) и 5,7% детей пользуются зубными эликсирами.
В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос и родителей, и педагогов. Но при этом в стороне не должен оставаться и врач-стоматолог, прежде всего как специалист в данной области, который может научить, как правильно чистить зубы, какие последствия могут быть, если не осуществлять вовремя профилактические мероприятия, в частности посещение стоматологического кабинета. 62,8% детей отметили, что ни разу не были у врача-стоматолога и только 37,2% детей лечили зубы, но при этом 11,4% дошкольникам понравилось лечить зубы, 14,2% детей не знают, нравится ли им этот процесс или нет и 11,4% детей боятся лечить зубы. Частота поражения твердых тканей зубов в младшем дошкольном возрасте очень велика.
У детей в возрасте 1—2,5 лет в первую очередь поражаются верхние резцы, позднее первые моляры и т.д. по мере прорезывания зубов. По результатам опроса родителей, дети в этом возрасте употребляют в чрезмерном количестве: соки, газированные напитки, сладости и т.д. Как правило, дети находятся на искусственном вскармливании, часто болеют. Родители считают, что дети могут самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, и поэтому их необходимо убедить и объяснить о важности проведения самим родителям.
В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты по обучению.
Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений. После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.
Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.
Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.
А.Ж. Гарифуллина, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Скрипкина, В.Г. Сунцов
ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия»